Что регламентирует закон о полиции


По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Статья 3. Правовая основа деятельности полиции 1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции. 3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Статья 4. Организация полиции 1.

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. 2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции). 3. Руководство деятельностью полиции

Статья 3.

Правовая основа деятельности полиции


Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь Гражданского кодекса Российской Федерации, , , Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Уставом Учреждения, Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» (далее — распоряжение N 1629-р), Федеральным от 27.05.1996 N 57-ФЗ «О государственной охране», Правил организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.05.2014 N 410, пришли к выводу об обоснованности требований Прокуратуры, поскольку у ответчика имеется обязанность осуществлять на договорной основе охрану зданий органов прокуратуры, включая физическую охрану объектов истца путем выставления постов.

Однако в ходе обсуждения поправок в Верховном Совета РСФСР этот вопрос снова был поднят.

И лишь десятка голосов депутатов не хватило для того, чтобы еще 18 апреля 1991 года в стране появился правоохранительный орган под названием «полиция». Закон о полиции — без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства, но и всей правовой системы России.

Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях.

В нем дан исчерпывающий перечень полномочий полиции, что позволяет сделать работу сотрудника органа внутренних дел более прозрачной для простого гражданина, а для самих сотрудников дает четко очерченную систему законодательных координат. С принятием Закона о полиции завершилась эпоха карательного милицейского законодательства, сформировавшегося еще в советский период. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее Закон о полиции или Закон) значительно отличается от других профильных законов тем, что он не только уполномочивает полицию, но и определяет стратегию ее деятельности.

В основу Закона о полиции положено несколько концептуальных идей. Прежде всего, Закон закрепляет правоохранительное предназначение полиции в обществе.

Как и во всем мире, российская полиция, являясь составной частью общества, решает задачи, связанные с обеспечением спокойствия и безопасности населения.

В статье 1 Закона указано, что полиция призвана защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность. Выделено 12 основных направлений деятельности полиции, которые перечислены в статье 2: защита личности, общества и государства от преступных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; охрана общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной и охранной деятельности; охрана имущества и объектов на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; экспертно-криминалистическая деятельность.

Федеральный закон РФ «О полиции» 2020

Так, например, Закон о полиции не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций. Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» регулирует отношения полиции и общества, определяет основные направления деятельности полиции и перечень полномочий полицейских. Современные условия развития общества диктуют необходимость защиты личности, общества, раскрытия и выявления преступлений, розыска лиц, предупреждения и пресечения правонарушений, исполнения административных наказаний.

Федеральный закон «О полиции» возлагает на полицию обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения, по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности, контроль за использованием и хранением оружия, охранной и частной детективной деятельностью. Федеральный закон «О полиции» закрепляет обязанность полицейских при общении с гражданами называть свою фамилию, должность и звание, пределы и условия применения специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия, устанавливает строгий перечень оснований для проникновения сотрудниками полиции в жилые или частные помещения. Федеральный закон РФ «О полиции» определяет требования к лицам, поступающим на службу в полицию, их психологическому состоянию, морально-психологическим качествам, профессиональной подготовке и устанавливает обязательные периодические проверки на знание действующего законодательства и аттестацию сотрудников внутренних дел.

О полиции (с изменениями на 16 октября 2020 года)

Правовую основу деятельности полиции составляют , общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.3.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.1.
Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.2.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).3.

Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции.

Закон о полиции — ноябрь 2020

Ответственность сотрудника полиции Глава 7. Служба в полиции . Правовое регулирование службы в полиции .

Служебная дисциплина в полиции .

Увольнение со службы в полиции .

Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции . Оплата труда сотрудника полиции .

Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей .

Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение .

Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение . Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции Глава 9.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции . Финансовое обеспечение деятельности полиции . Материально-техническое обеспечение деятельности полиции Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции . Государственный контроль за деятельностью полиции . Общественный контроль за деятельностью полиции .
Судебный контроль и надзор . Прокурорский надзор .

Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции Глава 11.

Заключительные положения . Заключительные положения . О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации .

Вступление в силу настоящего Федерального закона 1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. 3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

1.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «О полиции»

1. Согласно Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном данным Федеральным .

В частности, поскольку названный Федеральный связывает увольнение по данному основанию исключительно с отсутствием возможности перемещения сотрудника по службе (перевода на другую должность в органах внутренних дел), что, в свою очередь, может быть обусловлено отсутствием вакантных должностей в органах внутренних дел, несоответствием профессиональных качеств сотрудника требованиям, предусмотренным для занятия имеющейся вакантной должности, и другими обстоятельствами, при наличии вакантных должностей в органах внутренних дел сотруднику, признанному ограниченно годным к службе или годным к службе с незначительными ограничениями, соответствующие должности (с учетом квалификационных требований по каждой из них) должны быть предложены. В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга Минобороны России проведен мониторинг правоприменения в сфере действия РФ, РФ, РФ, федеральных законов от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», от 20 апреля 1995 г.

«О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

, от 15 июля 1995 г.

По инициативе региональных органов либо с их непосредственным участием разработано более 600 законов и иных нормативных правовых актов. Отмечу приказ МВД России от 30 августа 2011 года № 975

«Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России»

, регламентирующий порядок отчетов должностных лиц органов внутренних дел перед гражданами.

Он также нацелен на дальнейшее развитие системы общественного контроля за деятельностью полиции.

Такая форма информирования уже сейчас повышает уровень доверия к органам внутренних дел, формирует объективное общественное мнение об их работе. Наибольшую активность в вопросах регионального нормотворчества продемонстрировали территориальные органы по Республике Бурятия, по Белгородской, Вологодской, Новосибирской, Нижегородской областям и некоторые другие.
В этом мы видим заслугу и руководителей наших правовых подразделений. Одной из первоочередных задач, которые нам предстоит решить в ближайшей перспективе – завершение разработки проекта федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», восполняющего пробелы федерального законодательства по регламентации участия граждан в охране общественного порядка; разграничивающего компетенцию в этой области органов государственной власти и местного самоуправления, определяющего три основные формы участия граждан в охране общественного порядка, подробно регламентирующего порядок создания и организации деятельности народных дружин, формирований общественной самодеятельности, их взаимодействия с органами внутренних дел.

Другой столь же актуальной задачей является обновление нормативно-правовой базы международного сотрудничества МВД России с правоохранительными органами иностранных государств. Всего за последний год МВД России заключило 9 международных договоров по вопросам оперативно-служебной деятельности.

В числе наших новых партнеров – Республика Македония, Азербайджанская Республика, а также Латвийская Республика.

Дальнейшее развитие получило многостороннее сотрудничество. Последовательно развивается взаимодействие с Европейской полицейской организацией — Европолом.

Федеральный закон о полиции с изменениями 2020 года

Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка.

Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.

Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов.

Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:

  1. базовые направления деятельности полиции;
  2. возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
  3. основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
  4. инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
  5. организационные принципы работы этой системы;
  6. организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов
  7. перечисление мер принуждения;
  8. обязанности и права полицейских;

В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор. Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе.

В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:

  1. осмотр личных вещей и транспортных средств;
  2. получение от общества презумпции доверия
  3. проведение обысков;
  4. применение оружия;

В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы.

Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.

Закон РФ «О полиции»

Правовую основу деятельности полиции составляют , общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).2.

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.2.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»

2.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции 1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции. 3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции. Статья 4. Организация полиции 1.

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. 2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции). 3. Руководство деятельностью полиции

Публикации

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.Статья 3.

Правовая основа деятельности полиции1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).2.

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.3.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.Статья 4. Организация полиции1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).3.

Руководство деятельностью полиции осуществляют

Закон «О полиции» 2020

Данный пункт правозащитники не одобряют по той причине, что уровень доверия в нашей стране к органам полиции находится на низком уровне, а вследствие принятия нормы возможно даже определённое наказание за невыявление доверия, из-за чего могут пострадать многие сознательные граждане. Стороны же, продвигающие данный проект, наоборот утверждают, что полиция является представителем государства, поэтому поддержка граждан должна быть заложена изначально.

Изменения коснулись и применения оружия полицией. Предлагается разрешить открывать огонь в несовершеннолетних, женщин, инвалидов (на сегодня это запрещено). Исключение предлагается оставить только женщинам с явными признаками беременности.

Законопроект предлагает больше не предоставлять защиту гражданам, если те обращаются к сотрудникам полиции без предъявления документов.

Ещё одно резонансное нововведение, которое планируется ввести — это изменения правил досмотра граждан, личных вещей либо транспорта. Если сейчас сотрудник полиции правомочен проводить данную процедуру только при наличии конкретных данных о наличии состава правонарушения, то в будущем предлагается проводить досмотр и обыск уже при подозрении в правонарушении.

Хоть проект ещё не был рассмотрен, в случае принятия каждому гражданину следует ознакомиться с изменениями, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.