Лимиты и класс отходов


Лимиты и класс отходов

Росприроднадзор разъяснил, кому не придется разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение с 2020 года


Росприроднадзор напоминает, что в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2020 года, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР) разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно указанному закону, кроме того: для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются. Таким образом, после 1 января 2020 года при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, разработка НООЛР не требуется.

Дата публикации на сайте: 11.07.2018

Расчет лимитов на размещение отходов

деятельности, обязаны разрабатывать проекты нормативов по образованию мусора, и рассчитывать лимит на размещение отходов.

  • Субъекты малого и среднего бизнеса должны отправлять отчетность в органы исполнительной власти об образовании, хранении, транспортировке, обезвреживании или ином использовании отходов.
  • За расположение утильсырья производства и потребления предполагается установленная законом плата.

    По приложению №1 расчет платы за размещение отходов на специально оборудованных площадках и полигонах производится по коэффициенту 0,3. Когда рассчитывается плата, нужно соблюдать также несколько дополнительных условий, которые установил Росприроднадзор.

    1. Во — первых, если отходы размещаются на специализированных площадках, то такие полигоны должны располагаться в зоне источника негативного воздействия с соблюдением предустановленных для этой цели правил.
    2. Во — вторых, нужен расчет или проект размещаемых отходов, объем которых не должен превышать лимиты.

    Взимается плата за:

    1. Помещение отработок сверх лимита
    2. Установленные лимиты на размещение отходов

    В законе нет определения для понятия «источник негативного воздействия», однако в ФЗ «Об охране окружающей среды» были выделены основные группы видов негативного воздействия, за которые дополнительная плата взимается по установленному природоохранным органом (Росприроднадзор) коэффициенту. К данным отработкам относят те из них, которые провоцируют образование загрязнений:

    1. Воздуха
    2. Недр
    3. Почвы
    4. Поверхностных вод, водосборных площадей и подземных вод.

    Плата взимается также, если на полигоне размещаются отходы потребления и производства, а также такие их виды, которые загрязняют природу шумом, физическими, ионизирующими, электромагнитными и прочими воздействиями, а также теплом.

    Порядок установления лимитов на размещение отходов

    Возможны два принципиально различных способа размещения отходов: в герметичной таре на специально оборудованном объекте, когда практически полностью исключается воздействие на окружающую среду, или на открытом рельефе местности, когда отходы могут воздействовать на атмосферу, почву, грунтовые и поверхностные воды.

    Однако уже с 1 февраля 2016 года расчет и оплата для этой категории не потребуется. Отмечается, что согласно изменениям, которые были внесены в ст.
    Объектами лимитирования являются объемы неиспользуемых и неуничтожаемых отходов, подлежащих размещению в окружающей природной среде путем захоронения или складирования для хранения в течение определенного (временное хранение) или неопределенного времени в местах, разрешенных органами охраны окружающей природной среды.
    При этом под неиспользуемыми отходами понимаются твердые, пастообразные и жидкие отходы производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов, отходов драгоценных металлов и других отходов, обращение с которыми регламентируется специальными нормативными документами), образующиеся в процессе хозяйственной и бытовой деятельности и не находящие применения в качестве вторичного сырья.

    К специально оборудованным местам и объектам размещения отходов относятся: • места предварительного сбора отходов производства (внутрицеховые, внутрипроизводственные), представляющие собой площадки, оснащенные контейнерами, ящиками, бочками, мешками и другими небольшими емкостями для предварительного сбора отходов и производственного мусора; • объекты накопления и временного хранения отходов для содержания в течение определенного времени с целью последующего их вывоза для переработки, сбыта в качестве вторичного сырья или захоронения. К ним относятся открытые и оснащенные навесами площадки, склады и ангары, накопители жидких отходов котлованного вида типа шламохранилищ, прудов-отстойников, прудов-испарителей, наземные резервуары и емкости, участки открытого рельефа местности, обустроенные для обеспечения соблюдения экологических требований обваловками, дренажными канавами, ограждениями и другими средствами защиты окружающей природной среды от воздействия отходов;

    Лимиты на размещение отходов в 2020 году

    В процессе ее расчета нужно принимать во внимание некоторые аспекты из законодательства:

    1. плата берется и за размещение отходов потребления и производства.
    2. в законе сказано, что плата берется за загрязнение почвы, воздушной среды, недр земли, вод;
    3. при размещении отходов на специализированных площадках полигоны располагаются в зоне источника НВОС;
    4. плата берется за установленные лимиты и за выбросы сверх нормы;
    5. обязательно потребуется расчет или проект отходов;

    Лимит рассчитывается на период, в течение которого действует разрешение.

    Разработка проекта производится силами организаций и предпринимателей, работающих индивидуально, в целях сокращения объема выбрасываемых отходов. Если у предприятия имеются дочерние подразделения, расположенные в разных муниципальных образованиях, создание ПНООЛР производится для каждого из них.

    В процессе определения лимитов используются некоторые базовые данные:

    1. копии справок с нотариальным заверением;
    2. направление деятельности;
    3. ФИО и точная должность руководителя;
    4. адрес ее пребывания;
    5. наименование организации;
    6. отчетности по расчету суммы платы.
    7. план мероприятий по сокращению НВОС в копии;
    8. оригинал нормативных значений;
    9. ксерокопии договоров с организациями, занимающимися сбором, обработкой, утилизацией, вторичным использованием отходов;
    10. контактные сведения;
    11. кодовое обозначение ИНН, КПП, ОКПО, ОГРН, ОКАТО, ОКВЭД;

    Документ согласовывается на территории департамента Росприроднадзора по конкретному субъекту Российской Федерации.

    Проект нормативов образования отходов подлежит утверждению на 5 лет. На базе этого документа производится выдача лимита, в котором присутствует информация о нормативах образования, складирования, утилизации отходов. Раз в год этот лимит продлевается в органах Росприроднадзора на базе технической отчетности о неизменности производства.
    Наряду с этим предъявляется пакет документов, свидетельствующих об обеспечении охраны окружающей среды.

    Превышение нормативов образования отходов.

    Как избежать?

    Наказание в виде административного штрафа назначается на должностное лицо в размере от 20,0 до 40,0 тыс.

    рублей, на ИП от 40,0 до 60,0 тыс.

    рублей, на юридических лиц от 200,0 до 350,0 тыс. рублей.За превышение норматив образования отходов предусмотрена ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, штрафные санкции на должностное лицо составляет от 20,0 тыс.

    рублей в минимальном размере, на ИП от 30,0 тыс. рублей, на юридическое лицо от 100,0 тыс.

    рублей.Подробнее вы можете прочитать здесь: Очень часто встречается, что предприятия превышают НООЛР именно по отходам, вывозимых для размещения. Перечень размещаемых на полигонах отходов на каждом конкретном предприятии состоит как минимум из двух наименований отходов — мусора и смета.

    Это на самых маленьких предприятиях, занимающихся сферой услуг.На производственных предприятиях — перечень вывозимых для размещения отходов может составлять до 15 наименований отходов. По каждому из которых установлен НООЛР.Так вот, что вам мешает распределить фактическое количество вывезенных для захоронения отходов равномерно по всем наименованиям отходов, так чтобы факт образования по каждому отходу попадал в НООЛР.На многих предприятиях получается, что в данные учета в области обращения с отходами вносится фактическое количество образования одного отхода с превышением НООЛР (например — мусора), а фактическое образование другого отхода ( например — смета) значительно меньше утвержденного НООЛР.Такое впечатление, что многие считают, что документ об утверждении НООЛР — это формальность. Получили его и положили под сукно.Поэтому — грамотно заполняем д, учитывая и нормативы образования отходов, лимиты на их размещение.И ещё: если у вас закончилось действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при этом вы являетесь объектом НВОС 2 категории, то вам обязательно нужно сделать .Если есть вопросы — задавайте в комментариях!

    ,

    Автор:Людмила

    Нормативы образования отходов. Изменения с 2020 г., оформление

    пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 01.01.2019) Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее –Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629 «О направлении информации») — для интересующихся письмо в конце статьи.Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов — проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Порядка).Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».Таким образом, требуемый с 01.01.2020 г. для объектов НВОС 1,2 категории расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение — это старый добрый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.Образец расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вы можете увидеть пройдя по ссылке:Что делать если нет нормативы образования отходов и лимитов на их размещение отсутствуют у предприятия?

    Однозначный ответ — разрабатывать.

    Лимиты на размещение отходов

    , Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).

    Этот документ не отличается особой сложностью исполнения, поэтому его можно разработать самостоятельно в соответствии с Методическими указаниями по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв.

    Статья 11 Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны:

    • разрабатывать и лимитов на их размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
    • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
    • проводить и объектов их размещения;

    Статья 18.

    Нормирование в области обращения с отходами 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают . Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

    1. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) утверждается на 5 лет.
    2. На основании утверждённого ПНООЛР выдаётся «лимит на размещение отходов», устанавливающий нормативы образования, складирования, размещения (утилизации).
    3. Один раз в год «лимит на размещение отходов» необходимо продлевать в органах Росприроднадзора, на основании «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах», а также комплекта документов, подтверждающих обеспечение охраны окружающей среды.
    4. Форма данного отчёта определяется приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения».

    Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на согласованный срок в объектах размещения отходов. — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

    1. Полное, сокращенное, фирменное наименование организации.
    2. Юридический, почтовый, фактический адрес — с индексом.
    3. Фамилия, имя, отчество руководителя — полностью, с точным указанием должности.
    4. Основной вид деятельности организации.
    5. ИНН
    6. КПП
    7. ОГРН
    8. ОКПО
    9. ОКВЭД
    10. ОКАТО
    11. Телефон, факс, адрес электронной почты.
    12. Оригинал нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
    13. Заверенные копии справок о размещении (обезвреживании, использовании) отходов за отчетный год, контрольных талонов и справок-сверок, актов сдачи-приемки отходов, актов зачистки очистных сооружений, товарных накладных и т.п.
    14. Заверенные копии договоров на вывоз, размещение, обезвреживание, использование отходов, заверенные копии лицензий организаций-исполнителей.
    15. Копия плана мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (из ПНООЛР).
    16. Копии отчетов по расчету платы за отчетный период

    Департамент Росприроднадзора по Субъекту РФ При отсутствии подтверждения за текущий год деятельность организации в области обращения отходов, согласно действующему законодательству ограничивается или прекращается. на окружающую среду рассчитывается как сверхлимитная.

    Превышение нормативов образования отходов: каковы последствия?

    За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

    Таким образом, нормативы образования отходов являются нормативами допустимого воздействия на окружающую среду. Их нарушение дает основания контролирующим органам привлечь предприятия к ответственности. Словарь. Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:

    1. норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
    2. лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

    Таким образом, лимит на размещение отходов (с учетом актуальной правовой ситуации) представляет собой то предельное количество отходов, которое предприятие может накопить для их передачи на лицензированный полигон или иной объект длительного хранения/захоронения отходов.

    Лимит этот определяется исходя из вместимости накопителей отходов на предприятии и максимального срока накопления отхода на предприятии до его транспортировки на размещение или иной утилизации. Но это лишь одна из точек зрения на расплывчатое понятие «лимит на размещение отходов». Другая точка зрения предполагает, что этот термин относится исключительно к хранению/захоронению отходов на специальных объектах хранения/захоронения и не включает в себя понятие накопления отхода на территории предприятия.

    В итоге предельное накопление отхода регламентируется только специальным разделом проекта НООЛР.

    Более конкретное определение норматива образования отходов находим в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред.

    от 22.12.2010; далее — Порядок)

    Лимиты и нормативы на образование и размещение отхода

    Используется в тех случаях, когда на предприятии перерабатывается несколько видов сырья и выпускаются товары по разным технологиям.

  • Расчетно-аналитический. Применяется, когда в производстве используются технологические карты с четко прописанным количеством побочных продуктов от каждого изделия (объема, массы).
  • По фактическим объемам образования отходов. В расчет берутся статистические данные за период 3 года и более.

    Применяется только на предприятиях, которые долго специализируются на конкретном виде производства.

  • По удельным отраслевым нормативам образования отходов.

    Данные получаются на основании принятых в отрасли промышленности норм, согласованных в заинтересованных государственных структурах.

  • Расчеты оформляются в виде таблиц с приложениями и ссылками на регламентирующие документы, результаты экспертиз и экспериментов, статистические и учетные данные.

    Таблицы прикладываются к проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Расчеты на нормы отходов подаются в том случае, если предприятие осуществляет их сбор и накопление, переработку и утилизацию. Основанием для подачи предложений по лимитам на побочные продукты являются такие действия, которые проводятся, минуя стадию размещения:

    • Компостирование с последующей переработкой в безопасные продукты 5 класса.
    • Хранение вторсырья на площадях предприятиях на срок меньше 11 месяцев.
    • Уничтожение путем сжигания, растворения или плавления.
    • Использование вторсырья повторно, для получения товаров по другой технологии или разборка их на безопасные составляющие.
    • Загрузка и транспортировка непосредственно из производственного цеха (площадки).
    • Проведение мероприятий по обезвреживанию опасных веществ сразу после их образования.

    Если утилизация сопровождается вредными выбросами, в том числе автомобильными выхлопами, то предприятие разрабатывает полный перечень документов, предусмотренных Методическими рекомендациями.

    Нормативы образования и лимиты на размещение отходов производства и потребления

    Штраф!Отсутствие и превышение лимитов на размещение отходов влечет наложение штрафных санкций. В соответствии со , несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа:

    1. на граждан — от 1 000 до 2 000 руб.;
    2. на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
    3. на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
    4. на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

    устанавливаются в соответствии со , с (далее Порядок), утвержденным и со .Нормативы образования и лимиты на отходы устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно , утвержденного , Росприроднадзор утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) ().Дополнительная информацияБолее подробную информацию об отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства вы найдете в справке .Для получения ДНООЛР индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых

    Офисный мусор: правила обращения

    Иными словами, субъекты МСП не разрабатывают и не утверждают Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

    Вместо ПНООЛР субъекты МСП предоставляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов лишь в том случае, если им принадлежат объекты, подлежащие государственному экологическому надзору. Реестр таких объектов ведется по

    «Правилам создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

    (утв.

    Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572), с учетом

    «Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»

    (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 года №903). Перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору устанавливает Министерство природных ресурсов России и размещен на .

    Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов. Как правило, требуется предоставить отчетность по форме, утвержденной региональным министерством экологии.

    В каждом регионе могут быть свои особенности. Например, в Московской области, такую отчетность предоставляют все хозяйствующие субъекты МСП.

    Статья 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает вести учет отходов тем, кто осуществляет деятельность в области обращения с отходами.

    Порядок и формы учета установлены Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721

    «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»

    .

    Действие 721 Приказа ошибочно переносят на всех юридических лиц и предпринимателей, ссылаясь на то, что в самом приказе нет оговорок о «деятельности». Тем не менее, этот Приказ действует в целях реализации пункта 1 статьи 19 закона «Об отходах производства и потребления». Федеральный закон первичен по отношении к Приказу и имеет приоритет.

    Поэтому 721 Приказ применим только к субъектам, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.

    Офисные отходы: обязанности компаний

    Понятие «размещение отходов» включает в себя хранение (то есть складирование отходов в специализированных объектах сроком более 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение (то есть изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах для предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду). — Наши подписчики — это в основном непроизводственные компании, которые принято называть офисными.

    Отношения с отходами в офисе ограничиваются помещением их в мусорную корзину, а затем — в ближайший мусорный бак, который обслуживает компания, занимающаяся вывозом мусора. Правильно ли мы понимаем, что это не подпадает под понятие «деятельность в сфере обращения с отходами» в смысле приведенных вами определений? Ведь офисы не принимают отходы от других лиц, не складируют их, не транспортируют и так далее.

    — Нет, неправильно. До момента передачи образовавшихся в офисе отходов специализированной организации по договору для их вывоза, отходы подлежат накоплению в специально отведенных местах (специализированная компания накопление не осуществляет). А накопление отходов является составной частью понятия «обращение с отходами».

    Не стоит забывать и о том, что к офисным отходам относятся ртутные лампы и списанная техника.

    Для них также необходимо иметь специально оборудованное место для накопления в целях их дальнейшей передачи специализированной компании. — Таким образом, офис должен вести учет отходов в порядке, предусмотренном Приказом № 721, и представлять в Росприроднадзор форму № 2-ТП (отходы)?

    А если он арендует помещение и договор с «мусорной» компанией заключен владельцем помещения?

    — Если договором аренды предусмотрено, что за накопление и вывоз отходов, образующихся в арендованном помещении, отвечает арендодатель, то он заполняет и представляет отчет по форме № 2-ТП (отходы).