Правила передачи в доверительное управление государственного имущества


Оглавление:

Об утверждении Правил передачи государственного имущества в доверительное управление


орган управления – уполномоченный орган соответствующей отрасли или местный исполнительный орган, осуществляющий права владения и пользования государственным пакетом акций (долями участия в уставном капитале) акционерного общества (товарищества с ограниченной ответственностью) и/или управление государственными юридическими лицами; 2) рыночная стоимость – стоимость объекта в случае принятия решения о передаче его в доверительное управление с правом последующего выкупа, определяемая на основании отчета об оценке оценщика в соответствии с Республики Казахстан об оценочной деятельности; 3) объект – имущественный комплекс государственного предприятия, ценные бумаги, доли участия в уставном капитале, недвижимое имущество, деньги, принадлежащие государству, а также иное государственное имущество, выступающее объектом договора доверительного управления в случаях, предусмотренных Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан; 4) учредитель доверительного управления государственным имуществом – по государственному имуществу или местный исполнительный орган; 5) доверительный управляющий – физические лица и негосударственные юридические лица, заключившие договор доверительного управления с учредителем доверительного управления государственным имуществом; 6) победитель тендера – участник тендера, который по заключению тендерной комиссии предложил наилучшие условия; 7) тендер – форма торгов по передаче в доверительное управление объекта, при которой учредитель доверительного управления государственным имуществом обязуется на основе предложенных им исходных условий заключить договор с тем из участников тендера, кто предложит лучшие для учредителя доверительного управления государственным имуществом условия договора; 8) тендерная комиссия – комиссия, созданная учредителем доверительного управления государственным имуществом для организации и проведения тендера по передаче объекта в доверительное управление; 9) участник тендера – физическое или негосударственное юридическое лицо, допущенное к участию в тендере;

Передача имущества в доверительное управление

Когда окончательная версия договора составлена, он передается на государственную регистрацию.Важно! Договор доверительного управления признается действительным и вступившим в силу с даты, на которую управленец получил вверенное ему имущество.В тексте статьи 1016 ГК РФ перечислены обязательные сведения, которые должны присутствовать в договорной документации:

  1. форма вознаграждения управляющего, величина платы (для случаев, когда соглашение предусматривает введение системы оплаты услуг управляющего);
  2. лицо (организация), выступающее в роли доверительного управленца.
  3. срок действия договора доверительного управдения (общий срок нахождения имущества в управлении третьим лицом не должен превышать 5-летний период);
  4. состав подлежащего передаче имущества;

Важно!

Если одного или нескольких обязательных пунктов не будет найдено в тексте договора, соглашение может быть признано недействительным в судебном порядке.Согласно требованиям п. 1 ст. 1015 ГК РФ, доверительным управленцем может стать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Но договор доверительного управления не может быть заключен со структурами местного самоуправления муниципальных образований и с государственными органами.

Существует и несколько других ограничений:

  1. закон не позволяет передавать имущество в доверительное управление, если объект или ресурсы используются на условиях оперативного управления;
  2. управленец не может получить в свое распоряжение денежные средства (п. 3 ст. 1013 ГК РФ).

Объекты, переданные в управление, должны быть отделены от общего комплекса имущества полноправного владельца. Объекты и ресурсы, вверенные управленцу, учитываются бухгалтером на отдельном балансе (его формирование осуществляется со стороны доверительного управляющего).Спорными моментами при заключении договора доверительного управления имуществом являются:

  1. наличие в гражданском праве термина «должной заботливости» при определении ответственности управляющего

Об утверждении Правил передачи государственного имущества в доверительное управление и Типового договора доверительного управления государственным имуществом

Правила в редакции приказа и.о.

Министра национальной экономики РК от 12.08.2016 (порядок введения в действие см. ). 1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» (далее – Закон) и определяют порядок передачи государственного имущества в доверительное управление, в том числе проведения тендера, заключения договоров с доверительными управляющими.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия: 1) Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее полномочия, установленные Республики Казахстан от 17 июля 2001 года «Об автомобильных дорогах»; 2) балансодержатель – государственное юридическое лицо, за которым объект закреплен на праве оперативного управления или хозяйственного ведения; 3) орган управления – уполномоченный орган соответствующей отрасли или местный исполнительный орган либо аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, осуществляющий права владения и пользования государственным пакетом акций (долями участия в уставном капитале) акционерного общества (товарищества с ограниченной ответственностью) и/или управление государственными юридическими лицами; 4) начальная цена – стоимость объекта, устанавливаемая тендерной комиссией, в случае принятия учредителем доверительного управления государственным имуществом решения о передаче его в доверительное управление с правом последующего выкупа, определяемая на основании отчета об оценке оценщика в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности; 5) закрытый тендер – тендер, на котором принимает участие ограниченный круг участников; 6) единый оператор в сфере учета государственного имущества (далее – единый оператор) – юридическое лицо с участием государства в уставном капитале, определенное в соответствии с Правительства Республики Казахстан от 15 июля 2011 года № 802 «Об определении единого оператора в сфере учета государственного имущества», на которое возложены задачи по реализации единой технической политики в сфере организации и учета государственного имущества, а также функции по управлению и эксплуатации активами территориальных подразделений уполномоченного органа по государственному имуществу, согласно перечню, утверждаемому уполномоченным органом по государственному имуществу в соответствии со Закона;

Об утверждении Правил передачи республиканского имущества в доверительное управление

Решение о передаче объекта в доверительное управление с правом или без права последующего выкупа принимается учредителем доверительного управления республиканским имуществом. 4. В случае учреждения доверительного управления объектом с правом последующего выкупа или для оздоровления нерентабельных государственных предприятий, проведение тендера является обязательным. 5. Предложения по передаче нерентабельных предприятий в доверительное управление вносятся государственными органами, осуществляющими управление нерентабельными предприятиями, учредителю доверительного управления республиканским имуществом.

В целях настоящих Правил к нерентабельным предприятиям относятся республиканские государственные предприятия, отвечающие следующим критериям: 1) снижение показателей рентабельности текущей, основной и неосновной деятельности в течение трех лет и/или необеспечение их планируемых размеров; 2) невыполнение плановых показателей по чистому доходу в течение трех лет подряд.

6. Передача объекта в доверительное управление без права последующего выкупа может осуществляться без проведения тендера в следующих случаях: 1) до передачи объектов в счет оплаты уставного капитала юридических лиц; 2) передачи помещений, зданий и сооружений площадью до ста квадратных метров, оборудования остаточной стоимостью не более стопятидесятикратного , осуществляемой на основании письменного согласия балансодержателей; 3) передачи имущества, находящегося на балансе государственных учреждений, относящихся к объектам особого режима, осуществляемой на основании письменного согласия балансодержателей; 4) передачи платных автомобильных дорог (участков) по управлению автомобильными дорогами. Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 30.04.2013 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования); от 21.08.2013 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования); от 20.12.2013 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

7.

Об утверждении порядка передачи в доверительное управление имущества, находящегося в государственной собственности республики дагестан

Учредителем доверительного управления республиканским имуществом выступает Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан (далее — учредитель управления).1.8.

Выгодоприобретателем по договорам доверительного управления республиканским имуществом (далее — договор) является Республика Дагестан.1.9.

Денежные средства, полученные в результате деятельности по доверительному управлению республиканским имуществом, перечисляются в республиканский бюджет Республики Дагестан.1.10. В случае, если предметом договора доверительного управления являются пакеты акций, учредитель управления в течение 30 дней со дня подписания договора доверительного управления обеспечивает внесение в реестр акционеров акционерного общества соответствующей записи о переходе управления акциями к доверительному управляющему, а также уведомляет специализированного регистратора, ведущего реестр акционеров акционерного общества, и совет директоров акционерного общества об ограничениях в отношении отдельных действий по доверительному управлению, предусмотренных договором.1.11. Оценка эффективности деятельности доверительного управляющего осуществляется на основе содержательных критериев, доступных для расчета и определения с использованием стандартных форм финансовой отчетности.1.12.

В зависимости от вида республиканского имущества, передаваемого в доверительное управление, критериями эффективности могут быть:достижение запланированного размера прибыли от деятельности доверительного управляющего;достижения устойчивого потока денежных средств, позволяющего поддерживать финансовую стабильность предприятия;эффективное распоряжение денежными средствами на осуществление бесприбыльных проектов.1.13.

Типовой договор утверждается учредителем управления.1.14. Условия договора определяются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, договор также должен содержать условия его расторжения при нанесении доверительным управляющим ущерба учредителю управления.1.15.

Договор заключается на срок, не превышающий пяти лет.2.1.

Об утверждении Правил передачи имущества государственных служащих в доверительное управление

3. Государственный служащий имеет право получать доход от переданного в доверительное управление имущества.

4. Доверительное управление имуществом государственного служащего возникает (учреждается) на основании: 1) сделки; 2) административного акта.

5. Государственный служащий в течение месяца после вступления в должность на время прохождения государственной службы передает в доверительное управление находящиеся в его собственности доли, акции (акцию) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этому лицу, а также имущества, переданного в имущественный наем. 6. Государственный служащий предоставляет нотариально засвидетельствованную копию договора на доверительное управление имуществом в десятидневный срок со дня нотариального засвидетельствования в службу управления персоналом (кадровую службу) государственного органа по месту работы.

7. В случае расторжения договора на доверительное управление имуществом одной из сторон, государственный служащий уведомляет об этом в месячный срок службу управления персоналом (кадровую службу) по месту работы, а имущество, подлежащее передаче в доверительное управление, в месячный срок после расторжения договора вновь передается в доверительное управление с предоставлением в службу управления персоналом (кадровую службу) по месту работы нотариально засвидетельствованной копии договора в порядке, установленном настоящими Правилами.
8. Договор доверительного управления имуществом, наряду с общими основаниями прекращения обязательств, прекращается: 1) смертью гражданина — доверительного управляющего, объявления его умершим, признанием его недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим; ликвидацией юридического лица — доверительного управляющего; 2) отказом доверительного управляющего или государственного служащего в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять управление доверенным имуществом;

О внесении изменений и дополнений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 января 2015 года № 17 «Об утверждении Правил передачи государственного имущества в доверительное управление»

При передаче принадлежащих государству акций акционерных обществ или долей участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью в доверительное управление доверительному управляющему не могут быть переданы права государства, связанные с решением следующих вопросов: 1) об изменении устава акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью; 2) об изменении (увеличении или уменьшении) размера уставного капитала акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью; 3) о ликвидации акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью, их реорганизации, а также об изменении их наименования.

Не допускается передача акций акционерных обществ и долей участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью в доверительное управление с отказом государства от своего права на дивиденды. Доверительный управляющий обеспечивает направление части чистого дохода акционерного общества (товарищества с ограниченной ответственностью) на выплату дивидендов (дохода) в размере, установленном в процентном соотношении Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом в соответствии со статьей 186 Закона.

3-2. Возмещение необходимых расходов доверительного управляющего, произведенных им при доверительном управлении имуществом, осуществляется: 1) по объектам, переданным в доверительное управление без права последующего выкупа, за счет доходов от использования доверенного имущества или за счет средств, предусмотренных в бюджете по текущей бюджетной программе соответствующего администратора бюджетной программы.

2) по объектам, переданным в доверительное управление с правом последующего выкупа, за счет доходов от использования доверенного имущества. При передаче объекта в доверительное управление без права последующего выкупа возмещение необходимых расходов доверительного управляющего, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет бюджетных средств осуществляются соответствующими администраторами бюджетных программ в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан.

3-3.

Об утверждении Правил передачи коммунального имущества в доверительное управление

Решение о передаче объекта в доверительное управление с правом или без права последующего выкупа осуществляется на основании постановления акимата города Алматы. 4. В случае учреждения доверительного управления объектом с правом последующего выкупа или для оздоровления нерентабельных коммунальных государственных предприятий, проведение тендера является обязательным.

5. Предложения по передаче нерентабельных предприятий в доверительное управление вносятся государственными органами, осуществляющими управление нерентабельными предприятиями, учредителю доверительного управления коммунальным имуществом. К нерентабельным предприятиям относятся коммунальные государственные предприятия, отвечающие следующим критериям: 1) снижение показателей рентабельности текущей, основной и неосновной деятельности в течение трех лет и/или не обеспечение их планируемых размеров; 2) невыполнение плановых показателей по чистому доходу в течение трех лет подряд.

6. Передача объекта в доверительное управление без права последующего выкупа может осуществляться без проведения тендера. Передача инженерных сетей в доверительное управление поставщикам коммунального товара, являющихся субъектами естественной монополии осуществляется без тендера на основании решения местного исполнительного органа.

7. Передача объектов памятников истории и культуры местного значения в доверительное управление осуществляется без тендера на основании решения местного исполнительного органа. Передача объектов памятников истории и культуры республиканского значения в доверительное управление осуществляется местным исполнительным органом на основании письменного согласования уполномоченного органа по охране и использованию объектов историко-культурного наследия. 9.

Об утверждении правил передачи имущества, находящегося в государственной собственности орловской области, в доверительное управление

Доверительное управление имуществом осуществляется на основании договора доверительного управления, в соответствии с которым доверительный управляющий получает право в течение определенного договором срока самостоятельно, но в интересах Орловской области, осуществлять определенные договором доверительного управления права в отношении этого имущества без права его отчуждения.Договор доверительного управления имуществом заключает орган по управлению имуществом.Заключение договоров доверительного управления имуществом осуществляется в соответствии с и .Подготовку и организацию торгов на право заключения договоров доверительного управления имуществом обеспечивает организатор торгов, функции которого выполняет орган по управлению имуществом.7.

8. Заявка на предоставление объекта в доверительное управление, при предоставлении объекта в доверительное управление без проведения тендера, рассматривается учредителем доверительного управления коммунальным имуществом не более семи рабочих дней.
Решение о передаче объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности Орловской области, в доверительное управление принимается Правительством Орловской области.Решение о передаче объектов движимого имущества, находящихся в государственной собственности Орловской области, в доверительное управление принимается органом по управлению имуществом по согласованию с Правительством Орловской области.Орган по управлению имуществом не позднее 30 календарных дней до начала проведения торгов в установленном порядке осуществляет согласование передачи в доверительное управление объектов движимого имущества, находящихся в государственной собственности Орловской области, с Правительством Орловской области путем направления на имя Председателя Правительства Орловской области письма о согласовании передачи имущества в доверительное управление.

Согласование оформляется визой Председателя Правительства Орловской области «согласовано» на письме органа по управлению имуществом.8.

Сведения о передаче имущества в доверительное управление подлежат отражению в реестре государственной собственности Орловской области.9.

Учредитель доверительного управления имуществом осуществляет контроль исполнения доверительным управляющим условий

Порядок передачи имущества в доверительное управление

В роли доверительного управленца может выступать юридическое лицо или ИП (п. 1 ст. 1015 ГК РФ). Не допускаются к управлению чужим имуществом государственные органы и структуры местного самоуправления.

Порядок эксплуатации имущественных объектов оговаривается в договоре между собственником активов и управляющим. Сделка оформляется письменным договором. Договорная документация, касающаяся управления недвижимостью, должна пройти государственную регистрацию.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Договор на доверительное распоряжение и управление недвижимостью считается действительным и вступившим в силу с момента получения имущества управляющим. В договорной документации в обязательном порядке указывают такие сведения (ст. 1016 ГК РФ):

  1. состав имущества, подлежащего передаче управляющему;
  2. форма вознаграждения работы управляющего и размер платы ему (если договор предполагает введение системы оплаты таких услуг);
  3. срок окончания действия соглашения (максимальный период делегирования полномочий по управлению имуществом – 5 лет).
  4. обозначение лица, которое будет выступать в качестве доверительного управленца;

Отсутствие даже одного из перечисленных условий создает предпосылки для признания договора недействительным.

Правила передачи доверяемых активов предполагают, что эти объекты будут отделены от общего комплекса имущества собственника. Вверенное управляющему имущество должно учитываться на отдельно выделенном балансе, который составляет сторона, осуществляющая действия по распоряжению активами.

Нюансы ведения бухгалтерии при доверительном управлении раскрываются п. 1 ст. 1018 ГК РФ и в Приказе Минфина от 28 ноября 2001 г.

№ 97н. Положения этих правовых актов регламентируют не только передачу полномочий по распоряжению имуществом, но и возникновение обязательства у управляющего вести отдельный учет вверенных ему объектов.

Для назначенного управляющего лица ситуация сложна тем, что ему необходимо вести основную бухгалтерию своей деятельности и обособленный учет операций с доверенным ему имуществом.

Доверительное управление недвижимостью

Таким образом, стороны договора доверительного управления могут предусмотреть в нем, например, что договор вступит в силу со дня его подписания. Они могут даже сразу передать имущество.

Однако для третьих лиц – арендаторов или организаций, оказывающих коммунальные услуги, – дело обстоит немного иначе. Для них договор вступит в силу только с даты государственной регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление. Это положение обязательно необходимо учитывать.

До регистрации передачи имущества все права и обязанности перед третьими лицами несет сам собственник, а не доверительный управляющий.

Несоблюдение требований о регистрации передачи имущества влечет за собой недействительность самого договора доверительного управления. Регистрировать или нет Соглашение об изменении или расторжении договора, по общему правилу, заключается в той же форме, что и сам договор (п. 1 ст. 452 ГК РФ). В соответствии со статьей 1017 Гражданского кодекса, договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме.

Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора.

Из этого следует, что и все дополнительные соглашения к договору доверительного управления также должны быть обязательно заключены в письменной форме. Как следует из положений гражданского законодательства РФ, сам договор доверительного управления недвижимым имуществом в государственной регистрации не нуждается. Регистрировать нужно только передачу недвижимого имущества в доверительное управление.

Соответственно, если изменения и дополнения к договору касаются не непосредственно недвижимого имущества, а лишь порядка управления им, то регистрации они также не требуют. Арендаторов следует информировать Согласно статье 1012 Гражданского кодекса, передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. При этом, осуществляя доверительное управление имуществом, управляющий вправе совершать в отношении него любые действия в интересах выгодоприобретателя (п.

2 ст. 1012 ГК РФ)

Об утверждении Правил передачи государственного имущества в доверительное управление и Типового договора доверительного управления государственным имуществом

Правила в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 12.08.2016 (порядок введения в действие см.