Правовые меры по противодействию коррупции на государственной службе


Оглавление:

Тема: Коррупция на госслужбе


уровню жизни в определённых условиях толкают его на выбор преступного варианта решения проблемы; — характеристики референтной для человека среды. Если он нацелен на стандарты жизни голливудских звёзд, а имеет скромную зарплату служащего, то невольно возникает проблемная ситуация; — имение дорогостоящих привычек, интересов и зависимостей: неумеренное употребление спиртных напитков, увлечение азартными играми и т.д. Зависимость, которая становится условием и основой зарождения коррупционных отношений, формируют, как свидетельствуют материалы уголовных дел и служебных проверок, и иные формы поведения, например, сотрудников правоохранительных органов: — постоянное распитие спиртных напитков, нуждающихся в значительных средств и провоцирующие к неслужебным отношениям с различными категориями граждан и юридических лиц. Внутри некоторых служебных коллективов пьянство, возрождаясь в качестве пагубной традиции, создаёт «неуставные» отношения взаимно компрометирующей зависимости, панибратства между начальниками и подчинёнными, попустительства, неслужебные денежные обязательства, бесконтрольность и безответственность.

Возникновению коррупционной мотивации в оперативно-служебной деятельности ряда сотрудников способствует их пристрастие к азартным играм в карты, рулетку, на тотализаторе, что порождает их, используя (продавая) служебные полномочия, а также потребность иметь значительные суммы денег; — традиционная необходимость устраивать застолья для проверяющих, руководителей и сослуживцев по случаю их юбилеев, присвоения специальных званий, государственных наград, выхода в отставку и т.д.; — привычка, либо стремление жить не по средствам, склонность к постоянным непродуманным, не вызываемым необходимостью расходам: систематические поиски лиц, способных дать деньги взаймы, постоянные долги, неоднократное использование чужих ценных вещей нередко сопряжённое с нежеланием возвращать их законному владельцу и т.п.; — поддержание неформальных, порой дружеских отношений с представителями

Административно-правовые механизмы противодействия коррупции в системе публичной службы (государственной и муниципальной) в Российской Федерации

Корниленко Ю. А. [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.).

— СПб.: Свое издательство, 2017.

— С. 10-12. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12681/ (дата обращения: 21.11.2019).

 Коррупция, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», является «злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконным предоставлением такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица».

[1, ст.1] Однако, из данного определения можно сделать вывод, что законодатель в данной норме-дефиниции свел понятие «коррупции» к простому перечислению посягательств, составляющих суть должностных преступлений, подменяющих понятие коррупции. А также следует отметить, что среди коррупционных преступлений отсутствуют такие составы преступлений, как нецелевое расходование бюджетных средств и превышение должностных полномочий.
Такая «избирательность» законодателя наводит на мысль об отсутствии четкого представления о возможных формах проявления и разновидностях коррупционных преступлений, а также об отсутствии достаточного механизма и средств для противодействия коррупции.

По нашему мнению, коррупционная деятельность способствует необоснованному увеличению объема прав и свобод одних лиц перед другими. В результате данной деятельности происходит несправедливое распределение материальных и иных ценностей,

Административно-правовые средства противодействия коррупции в системе государственной службы.

Стр 24 из 43 • Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 147 Национальный план противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы • ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» • ФЗ «О государственной гражданской службе» • Конвенция ООН «Против коррупции» от 31 октября 2003 г., ратифицирована • Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» ратифицирована коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица; противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: 1. по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); 2.

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); 3. по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 3) предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка

Проблемы противодействия коррупции на государственной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 328.185:323.37:343.352 Абашина Л.А., зав.

кафедрой «Административное и финансовое право» Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук, доцент проблемы противодействия коррупции на государственной службе В представленном исследовании рассматривается.

система противодействия коррупции, сформированная в Российской Федерации, рассматриваются, проблемы, и. основные направления реализации Национального плана противодействия, коррупции в РФ, указываются, дальнейшие пути совершенствования, федеральной нормативно-правовой базы для противодействия коррупции на государственной службе, обосновывается необходимость Национальной стратегии противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции на государственной службе, Национальная стратегия, противодействия. коррупции, Национальный план противодействия, коррупции.

В настоящее время в России коррупция приобрела весьма крупные масштабы. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, несовершенство правовой базы, отсутствие эффективной политики в сфере управления явились основными факторами, способствующими росту коррупции.

Д.А. Медведев, избранный на пост Президента России, в качестве своей программной задачи провозгласил противодействие коррупции и борьбу этим негативным явлением.

Д.А. Медведев считает, что «по сути, нужно вести разговор о ликвидации условий для возникновения коррупции»1. В мае 2008 года Президент России Д. Медведев инициировал создание в стране эффективной системы противодействия коррупции и устранения порождающих ее причин. Он подписал Указ «О мерах противодействия коррупции», создав Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции и возглавив этот Совет.

В июле 2008 года был принят Национальный план по противодействию коррупции2.

Рекомендуем прочесть:  Где работать если не взяли в армию

В декабре 2008 года Госдума утвердила пакет законодательных антикоррупционных актов, внеся при этом изменения в 25 федеральных законов.

Правовые меры по противодействию коррупции в системе государственной гражданской службы

Введение Распространяющаяся коррупция стала одной из самых серьезных проблем, с которыми сталкивается Россия на современном этапе развития. Важность противодействия коррупции неустанно подчеркивается в политических программах ведущих партий, выступлениях общественных деятелей, рекомендациях представителей делового сообщества и высказываниях государственных лиц. К началу XXI в., поделив сферы влияния и удовлетворив свои основные материальные потребности, участники коррупционного процесса начинают стремиться к формированию личных богатств (приобретение дорогой недвижимости за рубежом, получение значительных долей в капиталах предприятий и др.).

Для этого коррупционерами используются не столько экономические, сколько политические пути: конвертация должности государственного чиновника в капиталы, дорогую недвижимость и пр.

Государственная политика прямо диктуется частными интересами находящихся у власти, вблизи власти и способных влиять на власть лиц, дополнительные теневые доходы составляют основную и необходимую часть дохода чиновников, коррупционное поведение стало нормой экономической и правовой культуры, исполнительная власть активно использует «теневые» формы мобилизации доходов. По информации организации «Фонд ИНДЕМ», каждый второй россиянин (53 %) признает, что у него есть личный опыт дачи взяток для решения своих проблем, причем 19% делают это часто, 34 % — изредка, 45 % респондентов указывают, что им никогда не приходилось делать этого.

Опрошенные социально и экономически активного возраста — 25-44 лет — дают взятки чаще (61-64%), чем молодежь (53%) и люди старшего возраста (52 % в группе 45-59 лет и 35 % в группе 60 лет и старше). Среди сфер, в наибольшей мере пораженных коррупцией, россияне называют местные органы власти (31 %), ГИБДД (30 %), полицию (22 %), федеральное правительство (20 %), крупный бизнес (16 %), судебную систему (14 %).

За период проведения реформ Россия вошла в число мировых лидеров по уровню коррумпированности, в рейтинге индексов восприятия

Формирование системы мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО С.Н.

Братановский, М.Ф. Зеленов ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ Среди всех видов коррупции наибольшую опасность представляет коррупция в государственных и муниципальных властных структурах.

Вполне очевидно, что высокий уровень коррупции во властных структурах требует серьезного реформирования всей системы борьбы с ней и, прежде всего, на государственной и муниципальной службе. Речь не должна идти об отдельных точечных мерах: само формирование и построение служебного законодательства должно основываться на антикоррупционных мерах.
Поэтому А.В. Куракин справедливо замечает:

«Мероприятия по формированию административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции должны быть увязаны с мероприятиями по совершенствованию законодательства о государственной службе»

1.

С ним соглашается и В.В. Уланов, подчеркивая, что

«рост коррупции в органах государственной власти и управления обусловлен, прежде всего, отсутствием четкого законодательного регулирования многих вопросов государственной службы, действенного контроля над источниками доходов государственных служащих»

2. К сожалению, реформы законодательства о государственной и муниципальной службе последних лет наглядно демонстрируют, что у их авторов нет единого понимания целей, способов и механизмов противодействия этому негативному социальному явлению. С одной стороны, многие вводимые антикоррупционные механизмы на государственной и муниципальной службе носят явно половинчатый характер (как, например, декларирование сведений о доходах); с другой стороны, в их реализации отсутствует дифференциация: налицо стремление поставить под контроль всех или значительные группы государственных и муниципальных служащих без какого-либо различия, несмотря на то, что возможности (а также опасности!) их коррупционного поведения далеко не одинаковы.

В связи с этим крайне актуальным, на наш взгляд, является вопрос о реализации системного подхода к противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе.

Противодействие коррупции на государственной службе в России: исторический опыт и современное состояние проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

Верхотуров Юрий Иванович кандидат исторических наук, Кубанский государственный аграрный университет им.

И.Т. Трубилина (e-mail: Противодействие коррупции на государственной службе в России: исторический опыт и современное состояние проблемы В статье анализируется исторический опыт борьбы Российского государства с коррупцией на государственной службе, содержатся примеры из зарубежной практики противодействия коррупции, рассматривается современное состояние проблемы коррупции в России. Предлагается комплексное решение данной проблемы, формулируются предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере. Ключевые слова: государственная служба, правовой статус государственного служащего, коррупция, правовые ограничения и запреты, административно-правовые средства противодействия коррупции.

Yu.I. Verkhoturov, Candidate of Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: Counteraction to corruption in the civil service in Russia: historical experience and the current state of the problem In the article historical experience of fight of the Russian state with a corruption on government service is analyzed, there are examples from foreign practice of counteraction to corruption, the modern state of problem of corruption in Russia is examined.
An author offeres complex solution of this problem, sets suggestion on perfection of legislation in the examined sphere. Key words: government service, legal status of civil servant, corruption, legal limitations and prohibitions, administrative measures of counteraction to corruption.

Одной из острейших проблем современности является коррупция в государственном аппарате, заметно влияющая на социальное, экономическое, политическое развитие большинства стран мира. Актуальной проблема коррупции пока остается и для России.

В Российской Федерации распространены такие формы коррупции, как «продажа» должностей, взяточничество, легализация денежных

Механизмы и борьба с коррупцией на государственной службе


состоит в том, что в настоящее время высокий уровень коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации. Коррупция проникла сегодня во все сферы государственного управления. Опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, но и развращение общества в целом.

Создавая системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.

Государственная коррупция существует, когда государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. И там, где степень данного вмешательства больше, уровень коррумпированности выше. И прежде, чем приступать к искоренению коррупции, необходимо позаботиться о том, чтобы минимизировать порождающие ее социально-экономические условия.

Важно понимать, что борьба с коррупцией не сводится к борьбе с ее проявлениями.

Такая борьба всегда тесно связана с урегулированием всех сторон жизни общества и государства. Создавая системы противодействия коррупции, посредством принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить решение данной проблемы.

Коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.

Степень научной разработанности проблемы. Результаты изучения литературных источников и конституционно-правовых актов свидетельствует о том, что в обществе присутствует коррупция.

Специфика противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации с использованием административно-правовых механизмов Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 328.185:35.08 DOI: 10.12737/18238 СПЕЦИФИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ Гончарук Н.С.1 В статье приводится аналитическая информация в отношении противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации.

В статье приводятся обоснования необходимости дополнительной проработки решений по вопросам противодействия коррупции на уровне административного нормотворчества и административной правоприменительной практики, поскольку существующие правовые нормы должны найти свое наполнение во всех видах юридической ответственности.
Именно в сфере административного правового регулирования предстоит усилить конкретные механизмы противодействия коррупции, ликвидировать пробелы, создающие возможности для коррупционных проявлений, уничтожить уже сформировавшиеся схемы коррупционного взаимодействия.

Аналогичная ситуация сложилась в научном освещении проблем противодействия коррупции. В имеющихся публикациях и монографических источниках по данной теме широко освещаются стратегические и тактические аспекты, вместе с тем вопросы использования административных процедур и механизмов противодействия коррупции нуждаются в дополнительной проработке.

Ключевые слова: государственный гражданский служащий; противодействие коррупции; исполнительная власть; государственная служба; коррупционное поведение; коррупциогенные факторы; административно-правовые меры.

SPECIFICS OF COMBATING CORRUPTION IN THE CIVIL SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE USE OF ADMINISTRATIVE LAW MECHANISMS GONCHARUK N. S. — Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of Administrative and Financial Law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: The article provides analytical information on anti-corruption in the system of the civil service of the Russian Federation.

О правовых средствах противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Текст научной статьи по специальности «Право»

М.В. ОСТАПЕНКО О правовых средствах противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Рассматривается комплекс административно-правовых средств, направленных на предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной гражданской службы.

Ключевые слова: политико-правовой, национальная безопасность, коррупция, противодействие. Среди множества социально-экономических и политикоправовых проблем современного общества проблемы противодействия коррупции занимают далеко не последнее место.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации

«О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

коррупция названа одной из угроз безопасности нашего государства, а консолидация усилий и противодействие ей определены как одно из главных направлений долгосрочной государственной политики [2].

В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно понятия «правовые средства противодействия коррупции». Так, по мнению К.В. Севрюгина, данные средства представляют собой такие способы противодействия общества и государства неправомерным действиям участников коррупционных отношений, которые осуществляются в рамках установленных правовых предписаний [10].

ОСТАПЕНКО Марина Владимировна — главный государственный таможенный инспектор отдела кадров Владивостокской таможни, г Владивосток. И.А. Мамедов считает, что средства противодействия коррупции — это ответственность, санкция, наказание за совершение коррупционных правонарушений [7].

В.Н. Агеев рассматривает ограничения и запреты как средства противодействия коррупции, представляющие собой установленные на основе закона пределы реализации и осуществления прав и свобод, выражающиеся в определенных запретах, обусловленных необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, назначением которых является достижение компромисса между интересами отдельного человека и интересами общества, государства и других лиц [3]. А.В. Куракин считает, что административно-правовые

Правовые меры противодействия коррупции в органах государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА УДК 343.8 Н.В.

Чернобаева, В.Е. Зварыгин ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Предметом исследования является правовой блок механизма противодействия коррупции в органах государственной власти. Правовой блок включает совокупность юридических конструкций, образующих механизм правового регулирования в указанной сфере. Ключевые слова: антикоррупционные меры, противодействие коррупции.

В последние годы в Российской Федерации механизм правового регулирования противодействия коррупции в органах государственной власти формируется рядом нормативных правовых актов, устанавливающих ограничения и запреты для государственных служащих, центральное место среди которых занимает уголовное законодательство.

На своих выступлениях на заседании Совета по противодействию коррупции Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что принятие ряда законопроектов о противодействии коррупции позволит наиболее эффективно бороться с преступлениями коррупционной направленности. Президент также подчеркнул, что необходимо стремиться к коренному перелому общественного сознания и формированию в обществе атмосферы неприятия коррупции.

По его словам, состоянием борьбы с коррупцией «не доволен никто» [1]. С тех пор как государство начало активно заниматься этим вопросом, все, кто наблюдает за ситуацией, отмечают происходящие изменения, хотя пока таких изменений немного.

За преступления коррупционной направленности всё чаще стали привлекаться высокопоставленные чиновники.

По мнению экспертов Верховного суда В.М.

Лебедева, В.В. Дорошкова, это свидетельствует о повышении эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции. Всего же за девять месяцев за совершение преступлений коррупционной направленности осуждено 3167 человек. В основном это были государственные и муниципальные служащие, руководители.

Наиболее распространенным видом коррупционных преступлений по-прежнему остается взятка. За получение взятки в 2010 г. осуждены 1393 человека.

О профилактике коррупции в сфере государственной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 343.85 + 328.185 + 35.072.22 Зеленкин В.

Л. О ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Рассматривая профилактику коррупции в сфере государственной службы, автор предлагает обратиться к нормативно-правовым актам, регулирующим данный вид деятельности. Анализируя ряд изменений в законодательстве, направленном на противодействие коррупции в сфере государственной и муниципальной службе;рассматривая позиции ученых по этому поводу, автор делает собственные выводы.

Ключевой позицией автора по рассматриваемому вопросу является то, что среди мер противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе особое место занимают меры по урегулированию так называемого конфликта интересов. Ключевые слова: коррупция, конфликт интересов, меры противодействия коррупции. Zelenkin V. L. ON THE PREVENTION OF CORRUPTION IN THE SPHERE OF PUBLIC SERVICE Considering prevention of corruption in the sphere of public service, the author offers to address to the normative legal acts regulating this kind of activity.

Analyzing a number of changes in the legislation directed on counteraction of corruption in the sphere to the public and municipal service; considering positions of scientists about it, the author draws own conclusions. Key position of the author on a case in point is that among measures of counteraction of corruption in the public and municipal service the special place is taken by measures for settlement of the so-called conflict of interests. Keywords: corruption, conflict of interests, corruption counteraction measures.

По данным Международной неправительственной организации по противодействию коррупции «Transparency International», публикующей ежегодный рейтинг стран «Индекс восприятия коррупции», — в 2014 году Россия опустилась в нем на шесть позиций — с 127-го места (2013 г.) на 136-е место [13].