Закон прав потребителей статьи


Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2020


>> Закон о защите потребителейЛюбые рыночные отношения требуют контроля со стороны государства. Каждый участник таких отношений обладает собственным набором прав и обязанностей, построенных на принципах справедливости и моральных норм. И на первое место во всех цивилизованных странах выходят интересы покупателя. В России в роли правового инструмента, охраняющего эти интересы, выступает Закон «О защите прав потребителей» (от 07.02.92 № 2300-1).Принятый Закон о защите прав потребителей возвестил о начале принципиально нового этапа в истории экономики нашей страны.

Этот документ положил конец существовавшему в то время хаосу в рыночных взаимоотношениях, раз и навсегда утвердив приоритет потребителя, позиции которого стала защищать само государство.

Данный приоритет выражается в наличии широкого набора прав покупателя, подтверждаемых не менее широкой линейкой обязанностей изготовителя и поставщика.

    Глава I Общие положения Глава II Защита прав потребителей при продаже товаров потребителямГлава III Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)Глава IV Государственная и общественная защита прав потребителей

В этом законе защита прав потребителей обеспечивается в следующих двух ключевых процессах рыночного механизма:

  • приобретение покупателем товаров у производителя или поставщика (импортёра);
  • получение услуг у сервисных компаний

В обоих случаях потребитель, согласно закону, имеет право на достойный уровень качества товаров и услуг, а изготовитель (поставщик) обязан обеспечить такое качество в рамках существующих государственных стандартов и технических регламентов. Базовые функции ФЗ о защите прав потребителей могут быть перечислены следующим списком:

  • определение прав и обязанностей сторон в рыночных взаимоотношениях;
  • описание процедур, защищающих интересы покупателя товаров и услуг;
  • регламент качества работ и продукции;
  • определение требований к безопасности продукции и сервиса;
  • сроки и порядок проведения мероприятий, направленных на поддержку и защиту интересов потребителя;
  • описания полномочий государственных структур и общественных организаций, осуществляющих контроль в этой сфере.

Перечисленные направления предоставляют возможность обеспечить право граждан на приобретение качественной продукции, включая получение полного объёма информации обо всех нюансах такого права. Как и любой закон, данный ФЗ постоянно требует корректировки в рамках изменений рыночных, финансово-кредитных и социальных отношений.

с вступившими в силу корректировками затронул следующие важные моменты:

  • Предприниматели с годовым объёмом свыше 40 млн. рублей с 1 октября 2017 года обязаны использовать для расчётов национальные финансовые сервисы, платежные системы и банковские инструменты. В частности, речь идёт о применении для расчётов карты «МИР».
  • Если выручка от розницы за предыдущий год составила менее 5 млн. рублей, то требование оплаты товара банковскими картами в таких торговых точках утрачивает силу.

Специалисты отмечают, что со временем оплата товаров будет осуществляться исключительно с помощью национальных платежных сервисов.

Такие изменения вносятся в виде поправок и дополнений к закону, утверждаемых Правительством и Президентом РФ.
Такой приоритет предоставит возможность существенно повысить контроль над финансовыми операциями, увеличивая комфорт и защиту покупателей. Закон Российской Федерации о защите прав потребителей и в дальнейшем будет дополняться с учётом сформировавшихся реалий. Эволюция этого законодательного акта обеспечит комплексное соблюдение интересов покупателя с предоставлением новых прав и возможностей потребительской аудитории.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей»

766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.

140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст.

2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 52, ст. 5275; 2006, N 31, ст.

3439; N 43, ст. 4412; 2007, N 44, ст.

5282; 2009, N 23, ст. 2776; N 48, ст. 5711; 2011, N 27, ст. 3873; N 30, ст.

4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст.

4322; 2013, N 27, ст. 3477; N 51, ст. 6683; 2014, N 19, ст. 2317; 2015, N 29, ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4198), прочие судебные расходы.

Судом в пользу физического лица были взысканы неустойка и штраф, предусмотренные Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Впоследствии решением налогового органа налогоплательщик привлечен к ответственности за неуплату налога на доходы физических лиц с указанных сумм.
Налогоплательщику отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения налогового органа. При этом суд пришел к выводу, что суммы неустойки и штрафа носят штрафной, а не компенсационный характер и являются экономической выгодой налогоплательщика.

О внесении изменений в Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части совершенствования государственного управления в области защиты прав потребителей и усиления правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») Федеральным N 294-ФЗ понятие «потребитель» не раскрывается, в связи с чем для толкования рассматриваемого основания внеплановой проверки необходимо использовать системное толкование положений Федерального N 294-ФЗ и Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон Российской Федерации N 2300-1). Закона Российской Федерации N 2300-1 установлено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положения, допускающие осуществление государственного контроля и надзора

Статья 18.

Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

4. Утратил силу. 5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные , и для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. 6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Закон РФ «О защите прав потребителей» 2020

В этом случае покупатель может (ст. 18):

  1. требовать компенсации убытков в полном объёме.
  2. отказаться от выполнения договора поставки;
  3. настаивать на устранении дефектов;
  4. потребовать снижения цены, замены вещи на такую же или аналогичную;

Все претензии по качеству могут быть направлены продавцу или непосредственно производителю. По товару, реализуемому в розничной продаже, претензии всегда направляются продавцу, который уже может переадресовать их поставщику или производителю.

Если претензии потребителя вызывают спор, то продукция может быть отправлена на экспертизу. Производится это за счёт предоставляющей стороны. Если в результате исследования выяснилось, что вещь приобрела недостатки не по вине продавца, поставщика, производителя или импортёра, то оплата услуг по экспертизе ложится на потребителя.

В эти термины используются в виде синонимов. Однако между ними есть разница. Работа – это, безусловно, действие, имеющее признаки услуг.

Однако работа может быть незавершённой, в то время как услуга может быть таковой только в том случае, если она доведена до своего логического конца. В части оказания услуг ФЗ № 2300-1 регламентирует:

  1. специфику выполнения некоторых видов работ (, , , ).
  2. и (ст. 33, 37);
  3. (ст. 36);
  4. , , (ст. 27, 28, 30, 31);
  5. (ст. 29, 32);

Этой теме посвящена , большая часть которой содержит статьи, регламентирующие деятельность органов государственной и муниципальной власти по проведению потребительского надзора. посвящена только одна статья – 45-я.

Общественные организации, независимо от целей их создания, могут защищать права потребителей с помощью:

  1. выявления фактов нарушения прав;
  2. обращения в суды с исками.
  3. передачи информации о нарушениях в органы госконтроля;
  4. участия в разработке требований;
  5. инициирования экспертизы;

У государственных и муниципальных органов прав и полномочий больше. Федеральные органы госнадзора в сфере защиты прав потребителей обязаны (ст. 40)

ЗоЗПП РФ 2020

Система нормативного обеспечения защиты прав потребителей дополняется документами регионального, местного и ведомственного значения.

Основные моменты Закон о Защите Прав Потребителя России содержит всего лишь 52 статьи, объединённых в 4 главы.

Информационные блоки этого закона соответствуют названиям глав. Это означает, что данный нормативный документ имеет следующие структурные единицы.

    Производители, продавцы и потребители. В первой главе определяются их права, обязанности и ответственность. Последнее касается, прежде всего, изготовителей, поскольку они несут всю полноту ответственности за продажу товара низкого качества, несмотря на то, что претензии от потребителей принимают торговые организации.

    Защита прав при продаже товара. Этот блок статей востребован преимущественно розничными покупателями. Здесь описываются все правила возврата товара, его замены, денежной компенсации.

    Ключевым моментом этих правил являются сроки предъявления претензий покупателем и реакции на них продавцов. В 2012 году во вторую главу была введена статья 26.1, которая регламентирует правила дистанционной продажи товара. Это бала реакция законодателей на ставшие массовыми приобретения товаров через интернет.
    Защита прав при оказании услуг или проведении работ.

    Глава III большей своей частью повторяет вторую главу. Однако есть здесь и специфические положения. К таковым следует отнести правила составления сметы со стороны исполнителя и потребителя.

    Кроме того, закон регламентирует выполнение работ из материала заказчика, а так же определяет порядок и форму оплаты труда. Виды защиты прав. Закон предусматривает государственную и общественную защиту прав потребителей товаров и услуг.

    В наибольшей степени регламентации подвержена государственная защита, которую производят органы федерального государственного надзора.

Федеральный закон от 7 февраля 1992 г.
Таким образом, Закон о защите прав потребителей объединяет в единую цепочку юридических нормативов три стороны – производителей с продавцами, потребителей и контролирующие органы.

N 2300-I «О защите прав потребителей»

существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки; (в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ) безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги); уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества; (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ) импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ) Глава I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 1.

Последняя редакция Закона о Защите Прав Потребителей с изменениями на 2020 год

Закон о защите прав потребителей (ФЗ № 2300-1) впервые появился в Российской Федерации в 1992 году, то есть почти сразу после возникновения страны под этим названием.

Он стал символом новой экономической стратегии, ориентированной на удовлетворение потребительского спроса населения. декларирует приоритет в данной области двух федеральных законов – ФЗ №2300-1 и ФЗ №51. Это означает, что права потребителей в равной степени защищаются и законом «О защите прав потребителей».

Другие нормативные документы любого иерархического уровня должны соответствовать нормам этих законов. ЗоЗПП РФ регулирует взаимоотношения субъектов юридического права, возникающие при взаимодействии производителей и продавцов с потребителями. К последней категории относятся любые лица, приобретающие товар или услуги для собственного или семейного потребления.

Перекупщики к этой категории не относятся, поскольку они являются продавцами. Защите подлежат преимущественно физические лица.

Закон о защите прав потребителей не содержит информации о подобных ограничениях. Однако в нём нет и упоминаний об оптовых закупках. В любом нормативе речь идёт о розничном приобретении вещей или потреблении услуг разового характера.

Последнее распространяется даже на ситуацию постоянного обслуживания по договору. Ответственность поставщика услуг наступает не в случае постоянного нарушения договора, а при ненадлежащем выполнении работ в данной конкретной ситуации.

Поскольку закон посвящён защите тех, кто приобретает товары или услуги, речь в данном случае идёт о правах именно этой категории субъектов. Свои функции ФЗ №2300-1 выполняет с помощью:

  • просвещения (включение соответствующей информации в образовательные стандарты и программы);
  • безопасности товара для населения и конкретных лиц, их имущества и экологической среды;
  • достоверной информации о товаре или услуге, их производителе и продавце;
  • определения ответственности изготовителя, исполнителя или продавца за недостоверную информацию;
  • компенсации ущерба здоровью и имуществу, причинённого некачественным товаром или ненадлежащей услугой;
  • признания недействительным договора, ущемляющего права лиц, потребляющих товар или услугу;
  • ;
  • ответственности за превышение сроков, определённых для передачи предварительно оплаченного товара.

Реализация законных прав потребителей осуществляется органами государственного, муниципального и общественного контроля.

Полномочия и обязанности такого контроля описаны в главе IV настоящего кодекса. В данном случае контролирующие органы выполняют превентивную функцию. Своими действиями они не допускают нарушения прав.

Однако при уже совершённых нарушениях действовать должен сам потребитель. Он может отстаивать свои права в суде, прокуратуре, общественных организациях. Закон о защите прав потребителей относится к наиболее востребованным федеральным законам.

Несмотря на небольшое количество статей и глав, он, так или иначе, касается каждого человека, находящегося в сфере российской юрисдикции. Ведь все люди постоянно или время от времени связаны друг с другом взаимоотношениями производителя, продавца и потребителя.

Закон РФ «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) 2020

Выбрать редакцию Текущая 03.09.2018 29.04.2018 01.10.2017 04.07.2016 24.07.2015 01.07.2014 05.05.2014 01.09.2013 01.01.2013 25.06.2012 29.09.2011 01.08.2011 01.01.2010 27.11.2009 01.01.2009 12.12.2007 10.12.2006 29.10.2006 09.08.2006 09.01.2005 01.01.2005 01.07.2002 31.12.2001 21.12.1999 16.01.1996

  • проверено сегодня
  • редакция от 01.01.2019
  • вступил в силу 07.02.1992

ЗоЗПП в последней действующей редакции от 1 января 2020 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Сравнить редакции закона Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Редакция закона от 01.01.2020 Редакция закона от 03.09.2018 Редакция закона от 29.04.2018 Редакция закона от 01.10.2017 Редакция закона от 04.07.2016 Редакция закона от 24.07.2015 Редакция закона от 01.07.2014 Редакция закона от 05.05.2014 Редакция закона от 01.09.2013 Редакция закона от 01.01.2013 Редакция закона от 25.06.2012 Редакция закона от 29.09.2011 Редакция закона от 01.08.2011 Редакция закона от 01.01.2010 Редакция закона от 27.11.2009 Редакция закона от 01.01.2009 Редакция закона от 12.12.2007 Редакция закона от 10.12.2006 Редакция закона от 29.10.2006 Редакция закона от 09.08.2006 Редакция закона от 09.01.2005 Редакция закона от 01.01.2005 Редакция закона от 01.07.2002 Редакция закона от 31.12.2001 Редакция закона от 21.12.1999 Редакция закона от 16.01.1996 Редакция закона от 01.01.2020 Редакция закона от 03.09.2018 Редакция закона от 29.04.2018 Редакция закона от 01.10.2017 Редакция закона от 04.07.2016 Редакция закона от 24.07.2015 Редакция закона от 01.07.2014 Редакция закона от 05.05.2014 Редакция закона от 01.09.2013 Редакция закона от 01.01.2013 Редакция закона от 25.06.2012 Редакция закона от 29.09.2011 Редакция закона от 01.08.2011 Редакция закона от 01.01.2010 Редакция закона от 27.11.2009 Редакция закона от 01.01.2009 Редакция закона от 12.12.2007 Редакция закона от 10.12.2006 Редакция закона от 29.10.2006 Редакция закона от 09.08.2006 Редакция закона от 09.01.2005 Редакция закона от 01.01.2005 Редакция закона от 01.07.2002 Редакция закона от 31.12.2001 Редакция закона от 21.12.1999 Редакция закона от 16.01.1996 Даже не пытайтесь искать новее — это последняя редакция Закон проверен вчера в 11:21:24 постоянно следит за актуализацией кодексов и законов. Так, например, ЗоЗПП не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет. Федеральный Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения между исполнителями, изготовителями, продавцами и потребителями товаров и услуг. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителей на получение качественных товаров и услуг, безопасных для здоровья, жизни и окружающей среды.

Федеральный закон гарантирует потребителям государственную защиту интересов и право на получение любой информации о товарах, услугах, изготовителях и исполнителях. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на качество, безопасность, информацию и возмещение ущерба.Каждый потребитель имеет право требовать возмещения причинённого вреда некачественными услугами или товарами независимо от характера отношений с продавцом по своему выбору и в полном объёме. Потребитель согласно Федеральному Закону«О защите прав потребителей» вправе требовать замены товара, уменьшение его цены и стоимости услуг, безвозмездного устранения недостатков, если такое возможно.

Федеральный Закон «О защите прав потребителей» устанавливает сроки ответственности продавца на товары: срок годности, срок службы или гарантийный срок. Невыполнение сроков ответственности или отсутствие их на товарах даёт полное право потребителю предъявить свои требования.

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Абзац второй утратил силу. 1.

Закон устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение его компетентного выбора. Компетентность выбора обеспечивается предоставлением информации о назначении товара, его качестве, условиях использования, гарантиях и т.п. Изготовитель (исполнитель, продавец) сам должен определять необходимый объем этой информации, памятуя о своей ответственности за неполноту предоставленной информации в соответствии с Законом.

По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень информации и способы ее доведения до потребителя могут устанавливаться постановлениями Правительства РФ, которые имеют общеобязательную силу на всей территории РФ. Так, например, постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года N 435 утвержден Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства.

Как правило, эти сведения устанавливаются в правилах торговли и оказания услуг.

Правительство РФ постановлением от 27 декабря 1996 года N 1575 утвердило Правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке, и запретило с 1 мая 1997 года продажу на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. Согласно Правилам, импортеры в контрактах на поставку должны обязательно предусматривать наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения, а также другие установленные сведения.